1. Темница

Готовность: низкая.

 

Экспрессанализ фильма "Звёздные Войны: Эпизод VI" на наличие отсылок к мотиву Библии и истории Церкви, с примерным указанием времени в видео.

 

Время

00 46 Название "Возвращение Джедая": воскресение Христа из мёртвых; второе пришествие Христово.

 

01 26 Рассказчик: "Свобода галактики". Свобода от греха, зла.

 

02 02 Вторая Звезда Смерти: Второй Иудейский Храм Соломона.


 

03 56 Вейдер: Иудейское священство, Первосвященник.

 

04 04 Вейдер, присматривающий за строительством Второй Звезды Смерти Империи: царь Ирод, присматривавший за строительством Второго Храма Иудеев Империи Рима.


 

04 16 Вейдер: "Император". Император Империи Рима.

 

04 46 Вейдер красноречиво охарактеризовал себя. Вейдер: "всепрощающий". Свойство Бога. Часть собирательного образа Вейдера, отсылает к мотиву проявлений Бога. Преимущественно в рамках старозаветного представления, с множеством суровых проявлений.

 

05 02 Посланники Люка – C-3PO и R2-D2: два Херувима – два посланника/ангела-хранителя Ковчега Завета, Старого Завета и как следствие Нового Завета.

 

05 09 C-3PO: "Лэндо Калриссиан и бедный Чубакка так и не вернулись отсюда." Из дворца Джаббы. Отсылка к мотиву невозможности возвращения из иного мира, из ада.

 

05 14 События разворачиваются во дворце, который раньше был монастырём тайного Ордена Б'Омарр. Название отсылает к мотиву именования семитского происхождения, означающее "процветающий", наиболее распространённое в арабском мире.


 

05 31 Врата Джаббы: адские врата; камень Гроба Господнего и гроба Лазаря.


 

06 40 Пещера Хатта: Гроб Господень; гробница хеттов/хаттов, где хоронились цари, патриархи и праматери иудейские. Бт.49:29 Иаков сказал сыновьям: «Скоро мне уходить к предкам. Похороните меня рядом с моими предками, в пещере, что на поле Эфрона-хетта.

Позднее, в пещеру Хатта приходит Лея: праматерь Иудеев – Лея/Лия, которая была захоронена в пещере Хетта/Хатта. Бт.49:31 Там похоронены и Авраам с Саррой, и Исаак с Ревеккой, там я и Лию похоронил. Бт.49:32 И поле, и пещера, что на нем, куплены у хеттов».

 

06 41 Из тени выходит паукообразный киборг, являющийся одним из монахов-священников Ордена Б'Омарр. Подобные ему иноки имеют металлическое тело с живым мозгом, общаясь телепатически. Справочник: "Когда они достигают высшей стадии просветления, их мозги хирургическим путём извлекаются из тел и помещаются в специальные контейнеры, которые передвигаются на механических ногах."[1] Понятие "просветление" является термином религиозных языческих верований Индии.

 

06 55 Послание Люка в темницу Джаббы, где тот совершал суд: благовестие Христа в аду. 1П.3:18-19 "ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" В Писании, темницей подразумевается ад. 1П.4:6 "Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом."

 

07 06 Фильм. Появляется помощник Джаббы, по имени Биб Фортуна, носящий нагрудник с выемками.

Аналог. Чам/Хам Синдулла с нагрудником; Вейдер с нагрудником; Люк с нагрудником; Эзра с панелью; Мол с большим поясом; Кайло с поясом и выемками на нём; четырёхугольник на груди Йоды.

Мотив. Части собирательного образ Бибы, и аналогии, отсылают к мотиву языческого жречества и иудейского священства. В сюжете, злобная пара в виде Джаббы и Бибы, представляют собою аналогию Сидиуса и Вейдера. Именование "Fortuna" «Фортуна» является именем языческого божества, дополняя отсылку к мотиву язычества, религии, лжебогов. Именование "Bib" «Биб» означает "счастливый нагрудник", подразумевая его характерный нагрудник с круглыми выемками. Нагрудник отсылает к мотиву нагрудника Первосвященника, с выемками для драгоценных камней.

Краткомотив. Биб Фортуна: лжебог; языческий жрец; Первосвященник времени Христа. Нагрудник Бибы: нагрудник Первосвященника.

Писание. С помощью нагрудника, праведный Первосвященник узнавал Божью волю. Но иногда, Иудейское священство впадало в язычество, поклоняясь лжебогам. В частности, делая из нагрудника предмет поклонения – делая идола.


 

07 17 C-3PO: "У нас послание". Послание от Люка: Благовестие/Евангелие, проповеданное Христом при сошествии во ад.


 

08 13 Джабба: Диавол, грех; царь Ирод.


 

08 34 Развлекающаяся полуобнажённая многогрудая женщина, держащая чашу с красной жидкостью: Вавилонская Блудница с чашей своих мерзостей, из пророчества Апокалипсис/Откровение. Аналог: развлекающаяся певичка, как бы с множеством грудей (на самом деле коконов), в Эпизоде VIII; Ки'ра, представленная в багряном одеянии и в качестве блудницы, в фильме Соло.


 

08 53 Джабба: "О чудо". Язык хаттов создан с добавлением русского. Джабба по-хаттски произносит фразу по-русски, перед появлением голограммы Люка. Позднее, русская речь в большем объёме использовалась в рисованном сериале "Войны клонов". Где с английским акцентом её произносят воины, которых спасает Энакин.

 

09 00 Голограмма Люка в темнице подземелья Джаббы: дух Христа после смерти, при сошествии в темницу ада, пока Его тело находилось на месте погребения.


 

09 09 Люк называет Хана, находящегося в рабстве, другом: высказывание Христа в отношении апостолов. Ин.15:15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

 

09 10 Замороженный Хан Соло в глубокую спячу: кающиеся грешники в аду; умерший Лазарь перед воскресением; тело Христово после смерти. Сон: смерть.

 

09 20 Люк: "выкупить его жизнь". Выкуп за жизнь Люком в отношении Хана: Искупление/Выкуп Христом в отношении грешников.

 

09 27 Люк: "соглашение". Провозглашение Люком о соглашении: провозглашение в аду Христом, Нового Завета – Соглашения/Договора.

 

09 37 Люк передаёт дроида со своей же голограммой чтобы выкупить Хана: мотив отдавания души Христом как выкуп. Мк.10:45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих. Об это было пророчество. Ис.53:10 Но Господу угодно было поразить Его (суровое проявление Бога: суровые действия Вейдером, Джаббой), и Он предал Его мучению; когда же душа Его (голограмма) принесёт жертву умилостивления (дар дроида Люком, со своей же голограммой), Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Ин.10:17-18 – 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю душу Мою, чтобы опять принять её. 18 Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею взять её назад. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Ин.15:13 Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих.

1Т.2:6 давший Себя как выкуп за всех: это – свидетельство в положенное время

 

10 07 Хан, задолжавший Джаббе, после заморозки стал его собственностью оказавшись у него в темнице. Сюжет отсылает к мотиву силы греха, неминуемо приводящему к смерти и попаданию в ад.

 

10 08 Джабба отказывает в выкупе, и тогда вместо выкупа Люк начинает действовать сам: Христос Искупитель. 1Т.2:6 отдавший себя как выкуп за всех Хан самостоятельно Хан освободится не может: неспособность человечества самостоятельно освободится от рабства греху и смерти. Мф.16:26 что даст человек в обмен за душу свою?

 

10 16 Хан припечатан к стене с раскрытыми ладонями: распятое тело Христово с раскрытыми ладонями; также распятое тело правого разбойника; сораспятие апостолов Христу, духовное и телесное. По сути, припечатанный Хан представлен подобно распятому, только руки не распростёрты, а сближены к туловищу.


 

11 09 Место мучительных казней: мучения в аду.


 

11 17 Женодроид "Ева" со своим мужедроидом: дух Евы и Адама в аду, – духовно падшие прародители человечества.


 

12 57 На хаттском поётся песня "Lapti nek”, с русским словом "Лапти" в названии, – хаттский создался с наличием русских слов. В англоязычной версии, наиболее примечательны следующие строки: "Мои кости начали светиться, оох."; "Моя душа синтезирует."; "Разберись с этим, ты должен переместить свою душу."

 

16 41 После Хана, Чуи тоже попадает в темницу Джаббы. Хан: душа. Чуи: плоть. Мотив первородного греха, когда животная сущность человека, будучи свободной от греха, стала зависеть от него из-за грехопадения души человека.


 

17 25 Левое солнце Татуина представлено снизу, а правое – сверху; тогда как, в оригинале – наоборот. Отсылка к мотиву потустороннего мира, ада.


 

17 50 Лея ударяется об висячие и звенящие колокольчики: мотив языческих верований, использующих такие "Духовные колокольчики" они же "Перезвон/Музыка ветра" в отношении духов.


 

18 44 Пробуждение Хана по плану Люка, посредством Леи: воскрешение Лазаря посредством проявления веры Марфой; и мотив утверждения: "Без веры нет спасения". Лея: Церковь, Христианская вера. Хан: Христиане, кающиеся грешники.


 

19 03 Пробуждение светящегося Хана: восстановление тела Христова по воскресении; воскрешение Лазаря; воскрешение святых по воскресении Христовом.


 

19 13 Карбонатная оболочка: гроб – место захоронения тела Лазаря, тела Христова.


 

19 15 Размороженный Хан уже не имеет оков на руках, и без цепи на спине между ними, с которыми он был заморожен: избавление тела от оков Первородного Греха – уязвимости, тленности, смерти.

 

20 51 Фильм. Когда в следствии предательства совершённого Лэндо, Хан был схвачен, то он высказался о тройной сумме. Хан: "Джабба, я заплачу тебе втрое."

Аналог. Ряд аналогий представлен в заголовке "Тройная сумма".

Мотив. Фраза дополняет отсылку к мотиву тридцати монет, посредством которых Иуда Искариот предал апостолов и Христа. Отсылка началась с предательства Лэндо в Эпизоде V. Во время предательства, Лэндо высказал начальную фразу. Лэндо: “Это цена которую вы платите”. Конечная фраза, об оплате Ханом втрое, раскрывает тот характер цены, о которой говорил Лэндо.

Краткомотив. Хан: Апостолы. Лэндо: Иуда Искариот.

Писание. Иуда Искариот предал Христа, апостолов и их веру, за тридцать монет. Мф.26:14-16 "один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебряных монет; и с того времени он искал удобного случая предать Его."


 

21 20 Хана толкают на крест: крестный путь, крестные страдания, крестная смерть.


 

21 22 Заключение Хана в темнице Джаббой: заключение апостола Петра в темнице Иродом.


 

21 28 Ханова рубаха, застёгнутая в виде пеленания: погребальные пелены воскрешённого Лазаря.

 

21 38 Чуи, посланный для спасения Хана в темнице: Ангел, посланный для спасения Петра в темнице.


 

21 39 Чуи, сотрясающий Хана: Ангел, толкавший Петра.

 

21 50 Хан: Люк не нормальный, он себя не может защитить, не то, что бы ещё и спасти кого-то. Подобное о распятом Христе говорили люди, ранее поверившие в Него. Затем, говорили священники и один из распятых со Христом разбойников. Мк.15:29-32 – 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

И даже Апостолы, разочаровались смертью Христа, думая, что Он тот самый, который должен был их спасти материалистически, а не духовно. Лк.24:19-25 – 19 Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Кто спасёт Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.


22 14 Люк беспрепятственно открывает ворота подземелья, в котором Джабба со смертоносным Ранкором: Христос, обладающий ключом от ада и смерти. Ои.1:18 Я Тот, Кто живёт. Я был мёртв, а теперь, смотри, Я жив и буду жить вечно, и у Меня ключи от ада и смерти.


22 20 Ступенчатая лестница не на полу, а на потолке: элемент образа потустороннего мира – ад.



22 21 Сошествие Люка в темницу Джаббы: сошествие Христа во ад.



22 55 В центре кадра показывается тень Люка. Сценой дополнена отсылка к мотиву ада – мира теней, потустороннего мира. Тень Люка: дух Христа во аде, сошедшего туда после смерти.


 

23 08 Джабба сковал Лею цепью: духовное рабство греху, нуждающееся в спасении Христом.

 

23 30 Сияющие одежды Люка: продолжение отсылки к мотиву духа Христа в аду; преображение Христа до казни, когда Он просветлел вместе с одеянием – стал духовно-телесным; преображение воскресением из мёртвых, когда была изменена природа Христа, снова став духовно-телесным, вместе с одеянием.


 

Сноски

1. "Энциклопедия персонажей" (2016), страница 19.


Продолжение и прочее через НАВИГАТОР